Конституционный суд (КС) не стал рассматривать по существу жалобу на преобразование муниципальных районов Подмосковья в городские округа. Житель Рузского муниципального округа Алексей Панфилов указывал в жалобе, что в городской округ объединено 230 населенных пунктов, что не позволяет «эффективно использовать формы непосредственного осуществления местного самоуправления» (МСУ). Депутат городского округа Чехов Николай Дижур сказал “Ъ”, что оспаривающие укрупнение в Подмосковье активисты готовы дойти до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). По словам главы профильного комитета Госдумы Алексея Диденко, в следующем году могут быть внесены концептуальные изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
КС вынес отказное определение на жалобу жителя Рузского муниципального округа Московской области Алексея Панфилова по поводу преобразования муниципальных районов в городские округа. Заявитель оспаривал ст. 11 закона об МСУ («Границы муниципальных образований») и ст. 13 («Преобразование муниципальных образований»), которые, как указал он в жалобе (есть у “Ъ”), противоречат ст. 3, 12, 32, 130 и 131 Конституции РФ, так как допускают формирование городского округа без наличия четко определяемых критериев установления границ. Кроме того, заявитель указывал, что укрупнение территории (Рузский муниципальный район был преобразован в городской округ в январе 2017 года, под объединение попало 230 населенных пунктов) «не создает условий для реального осуществления» местного самоуправления гражданами и самим господином Панфиловым и умаляет его право избирать органы МСУ.
Достичь консенсуса различных групп и слоев населения по вопросам, требующим публичного обсуждения в условиях отдаленности населенных пунктов, становится практически невозможно»,— говорится в жалобе.
В отказном определении КС говорится, что господин Панфилов ранее оспаривал в Московском облсуде закон «Об организации МСУ на территории Рузского муниципального округа» на соответствие федеральному закону об МСУ. Положения закона и непосредственно вопрос о соблюдении прав лично Алексея Панфилова, «связанных с преобразованием муниципального образования, в том числе права на участие в преобразовании, судами не исследовался», указал КС, поэтому «жалоба не может быть признана отвечающей критериям допустимости».
Напомним, принятый Госдумой в марте 2017 года голосами единороссов правительственный законопроект, который позволяет органам региональной власти упразднять поселения и муниципальные районы, присоединяя их к городским округам, вступил в силу в апреле прошлого года. Глава профильного комитета Госдумы, депутат ЛДПР Алексей Диденко тогда заявлял, что изначально законопроект «касался формального преобразования городского округа при присоединении к нему городского поселения» и в таком виде был одобрен в первом чтении в июле 2015 года.
По словам депутата городского округа Чехов Николая Дижура (выдвигался в губернаторы Московской области от «Яблока», но не смог преодолеть муниципальный фильтр), проблема началась ранее, когда был принят областной закон и в октябре 2016 года было объявлено, что «все муниципальные районы станут городскими округами». «Эта реформа противоречит Конституции: мы имеем право на МСУ, а глава городского округа назначается. Мы рассчитывали, что в КС получим правовую оценку»,— говорит Николай Дижур. В результате реформы в Подмосковье было ликвидировано 25 из 36 муниципальных районов, а «полторы тысячи депутатов прекратили свои полномочия», отмечает он. «Конституционный суд пошел по простому пути и не стал рассматривать жалобу по существу. Получается, что наши права не защищают и нет необходимости идти в суд. Остается лишь один формат взаимодействия с властями — закон о митингах»,— сказал господин Дижур, отметив, что во многих преобразованных районах сейчас идут суды, а депутаты с активистами намерены дойти до ЕСПЧ.
Глава комитета Мособлдумы по МСУ Алексей Наумов считает, что решение КС «правомочно». «Все советы депутатов приняли решение, что они согласны с инициативой создания городского округа. Вопросы есть, к примеру, по поводу преобразования Можайского района. Там сельское поселение Борисовское не поддержало инициативу, однако все равно произошло преобразование»,— сказал он “Ъ”. Алексей Диденко сказал “Ъ”, что «процесс преобразования идет уже не первый год, поэтому обнажается отсутствие дифференцированного подхода»: «Преобразование требует предметного закрепления в законе, в котором сейчас недостаточно отражена вся специфика реформы». По словам главы думского комитета, в начале следующего года могут быть внесены «концептуальные изменения» в закон.
Лиза Миллер