Поселок дома отдыха ВЦСПС «Тучково» близ Рузы словно застрял в начале прошлого века. У людей нет горячей воды и газа, а батареи выполняют функцию полочек, а не обогрева. Что стало причиной ледникового периода протяженностью в четверть века и какие у местных жителей шансы его наконец прекратить – разбиралась корреспондент «Подмосковье сегодня» Инга Тарасова, побывавшая в поселке-призраке.
КУПИ-ПРОДАЙ, НЕ ПРОГАДАЙ
Некогда гремевший на весь СССР санаторий ВЦСПС «Тучково» был центром притяжения не только отдыхающих, но и рабочей силы. Люди охотно ехали в эти места: экологически чистый район, хорошая зарплата и жилье. О чем еще можно мечтать?! Тогда они и предположить не могли, что вместе с Союзом распадется налаженная и спокойная жизнь их поселка.
«В 1992 году санаторий и наши шесть домов стали собственностью Мостуризма, который продал все коммерческой фирме «Альтстрой». Тогда и начались у нас первые перебои с теплом и водой», – рассказывает местная жительница Галина Агафонова, пока мы осматриваем двухэтажный дом № 2 по улице Семерке, который буквально трещит по швам.
Два года люди ждали, что новый собственник возьмется за дело. А в 1995 году подали на него в суд за нечеловеческие условия жизни. И только в 2001 году сделка по продаже была признана ничтожной. Однако арбитражный суд принял странное решение, оставив на балансе компании все дома и обязав ее обеспечивать бесперебойную работу инженерных сетей. «Альтстрой», потеряв право на собственность домов, естественно, решил не заморачиваться относительно их содержания.
«Без газа мы остались, так как компания перестала за него платить. Мы сами ездили в Мособлэнерго, договаривались. Сейчас в каждом доме есть старший, который лично отвечает за перечисление денег за свет. Иначе мы бы и без света остались», – говорит Галина Сергеевна.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – СПАСЕНИЕ
Уж без чего, а без электричества жителям поселка пришла бы крышка. Именно на нем здесь держится все.
«У нас давно висят бойлеры. Чтобы готовить, привозим газ в баллонах. Видели, под стенами домов старые холодильники стоят? В них баллоны, которые подведены к квартирам», – говорит еще одна жительница, Лидия Щербакова.
Действительно, под стенами домов стоят газовые баллоны, доступ к которым открыт. Благо, хулиганы тут не водятся – скучно им здесь. Пятидесятилитрового баллона семье из трех человек хватает на пару-тройку месяцев. Стоит ли говорить, что бойлеры, электрические батареи и обогреватели люди покупают и устанавливают за свой счет. В итоге на свет в месяц уходит 5–6 тысяч рублей. Правда, половину «Альтстрой» компенсирует.
Все эти затраты на «благоустройство» жилья не избавляют людей от устойчивого запаха в квартирах.
КАК НА ОСТРОВЕ
Пока мы ходим по квартирам, осматриваем дома снаружи, к нам присоединяется все больше жителей. Накипело, каждому хочется высказаться. Отсутствие элементарных условий – не единственная беда поселка. Из всех благ цивилизации – небольшой магазинчик. Аптеки, детские сады, поликлиники – все в соседнем Колюбакине, до которого почти пять километров. Но доехать туда не на чем: автобус не ходит. 11 школьников и двух ребятишек детсадовского возраста родители возят до учебных заведений сами. Кто на своей машине, а кто на такси за 300 рублей в одну сторону.
«Нам сказали, что дорога у нас узкая и по технике безопасности школьный автобус не может по ней ездить. А дети полтора километра до ближайшей остановки ходить, значит, могут», – возмущаются жители.
ЕСТЬ ДОМ – И НЕТ
Пока мы беседуем, рядом останавливается такси. Отдав 700 рублей за поездку из поликлиники города Рузы до дома, многодетная мама Татьяна Поликарпова спешит к нам с маленькой дочкой Софией на руках.
«Сейчас я вам все расскажу. Я живу в самом разваленном доме – № 2. От вечных сырости и холода старшая дочка заработала бронхиальную астму. Сейчас у нее начались атопические приступы. Второй раз за осень положили ребенка в больницу», – говорит женщина.
Успела переболеть обструктивным бронхитом в свои неполных три года и младшая София.
По приглашению Татьяны мы заходим в ее квартиру. В коридоре стоит газовая печка – устройство, скажем прямо, небезопасное. Хозяйка ее включает, пока гуляет с детьми.
«Стены в так называемой ванной мы оббили панелями. Если отодрать, там плесень и грибок. И этим дышат дети. А зимой что творится! Когда морозы, я уезжаю к подругам, знакомым, только бы здесь не находиться. Вроде дом есть, а вроде и нет», – сетует многодетная мать.
ХОЛОДНЫЙ ЮБИЛЕЙ
Начальник управления «Территориальная администрация Колюбакина» Виталий Милаев, также прибывший в поселок, поясняет:
«Транспорт сюда не ходит, потому что дорожное полотно не соответствует требованиям – оно на 30 сантиметров уже. Поэтому здесь нельзя пускать маршрут, ГИБДД просто не разрешит. Мы, в свою очередь, вырубили старые деревья близ дороги, выкорчевали пни. Своими усилиями даже сможем отсыпать полотно. Но заасфальтировать дорогу без помощи округа мы не в силах. Когда это будет – затрудняюсь сказать».
Затрудняется сказать Милаев и когда закончится ледниковый период у местных жителей:
«Насколько я знаю (и эту информацию нам позже подтвердили в администрации городского округа Руза. – Прим. авт.), этот поселок включен в число территорий, которые планируются к развитию. Но по объявленному в мае аукциону до сих пор не появилось ни одного желающего строить тут новые дома. Конкурс продлен до 14 ноября».
Но людей беспокоит, что желающих может и не найтись. Что тогда? С этим вопросом мы обратились в администрацию городского округа.
«Тогда администрацией будет рассматриваться вопрос по включению домов в адресную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», – комментирует ситуацию заместитель главы городского округа Руза Артем Рыбаков.
Правда, пока, по словам Рыбакова, эти дома аварийными не считаются. Из чего делаем вывод, что еще предстоит процедура передачи зданий с баланса фирмы на баланс муниципалитета, и только потом будет решаться вопрос признания их таковыми. Времени на это уйдет немало. А значит, людям придется пока терпеть ледниковые условия. И коротать юбилейную, 25-ю зиму в сырости и холоде.