Введение
Свою работу мы посвящаем родному – Рузскому – краю. Причина тому – богатейшая история, которая пестрит именами и событиями. В одной из песен о Рузе есть такие слова:
Этот край, героями богатый,
Защищал Москву в годину зла.
Шли на бой Доватора солдаты,
На высокий подвиг Зоя шла.
В старину полякам и французам
Закрывался путь здесь на замок.
Руза, Руза, дорогая Руза,
Подмосковный тихий уголок…
Проследил ли кто, как исторические события нашли отражения в названиях края, которому присвоен герб с изображением четырёх скрещенных мячей? Прецедент подобных ученических исследований был, но они не опубликованы. Всё же, что расположено на сайтах ruzacity.ru ruza.ru, разрозненно, несистематично.
Тема, к которой мы обратились, представляется нам важной и актуальной потому, что редко кто задумывается о феномене конкретного названия того или иного объекта, бытующего рядом. А феномен существует. Это подчеркнул автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры, академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Памятником духовной культуры особого рода являются исторические географические названия – имена наших градов и весей, улиц и площадей…» [3]. Они представляют собой «коллективное произведение народного гения… Они служат ориентирами во времени и пространстве, создавая историко-культурный облик страны» [3].
Своей работой хотим положить начало серьёзному труду, который можно было бы обсудить и расширить, развить, дополнить, пользуясь сайтом городской администрации.
Поэтому цель нашей работы: упорядочить топонимы, имеющие место в современных границах Рузского района.
Задачи:
Объект исследования: топографические карты Рузского района, г. Рузы.
Предмет исследования: топонимы разной видовой принадлежности.
Гипотеза: предположение, что появление формы и начальных данных позволит активизировать работу по архивированию топонимов родной земли разной видовой принадлежности.
Проблема: отсутствие систематизированных сведений по теме.
Методы исследования:
Наблюдение;
Опрос;
Анализ литературы по теме исследования;
Анализ информации;
Описание;
Систематизация изученного материала.
Основная часть
Топонимика – это самостоятельная «научная дисциплина, которая изучает географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, смысловое значение, написание и произношение» [1]. Есть в этой теме однокоренное слово топонимия – совокупность географических названий определенной территории. Т. е., топонимия является объектом изучения топонимики.
Топонимы – это слова языка, имена собственные. Они представляют собой целый пласт языка и отражают историю его становления и развития. Но, подобно другим собственным именам, географические названия относятся к тем особым словам, которые остаются непонятными до тех пор, пока не будет сделано уточнение, к какому объекту они относятся. Это касается любых географических названий.
Географические названия – это элемент лексики, категория лингвистическая, поэтому подчиняются законам языка и должны изучаться языковедами. Раздел языкознания, изучающий имена собственные называется ономастика (от греческого όνομαστική – «искусство давать имена»). Ономастика изучает различные имена собственные, или онимы – имена людей (антропонимы), клички и имена животных (зоонимы), имена небесных тел (астронимы), имена племен и народов (этнонимы), названия растительности (фитонимы), названия организаций и учреждений (эргонимы) и др. Среди этого множества есть место и для географических имен или топонимов (топос - «место» и онома - «имя»).
Топонимика как учение о географических названиях исследует не только их происхождение, но и их судьбу, причины изменения, условия возникновения. Географические названия возникали в определенные исторические периоды. Они являются хронологическим свидетельством исторических событий. Топонимы изменялись во времени по форме, содержанию, распространялись в зависимости от конкретных событий истории. Войны, миграции населения, этнические контакты накладывают свой отпечаток на топонимию. Каждая историческая эпоха характеризуется своим набором географических названий. Они образуют своеобразные разновременные топонимические пласты. Многие топонимы упоминаются в исторических документах (летописях, писцовых книгах, грамотах и т.д.) и также являются объектами исторического изучения. Таким образом, топонимика тесно связана с исторической наукой.
Велико значение топонимики для географии. Географические названия – важнейший элемент карты. Они имеют пространственную привязку, рассказывают о характере заселения, освоения и хозяйственного использования территории. В топонимии отражены особенности природы того или иного региона. Географические названия позволяют реконструировать ландшафты прошлых эпох. Правильное понимание топонимии дает географам богатый материал для познания природных ландшафтов, характера хозяйственной деятельности населения, этнической принадлежности [2].
Мы «прочитали» три карты (две – Рузский район, Рузский края, третья – карта-схема г. Руза) и разнесли все до одного топонима в таблицу «Типы топонимов по типу обозначаемых географических объектов», некоторые топонимы проиллюстрировали краеведческим материалом:
Нами не определено, куда отнести урочища. Мы вынесли их в отдельную графу. Урочища - заброшенные населённые пункты. Нами насчитано 11 урочищ: Кочи, Сальково, Рудаковский лес, Воронцово, Гавриловский осёлок, Грули, Гари, Побоище, Чурино, Богаево, Варлыгино.
Анализ данных исследовательских усилий:
1) на картах отсутствуют хоронимы. И действительно, ни один сквер или парк – в городе их 4 – не имеют названия;
2) аналогично «не озвучены поля» - пуста графа «агоронимы»;
3) абсолютно оправданно отсутствуют «пелагонимы» и «океанонимы» - Рузский край расположен в центре Восточно-Европейской равнины;
4) Рузский район характеризуется абсолютным преобладанием сельских поселений: 224 против 2 городских! Уже в 1328 г. Руза была городом, остальные земли были заселены селянами.
Существует другое деление топонимов, и здесь переплетаются народные представления с решениями государства.
В преддверии юбилея Великой Победы особенно актуальным становится знание наших современников о своих защитниках и освободителях. Об улицах Рузы, носящих имена героев Великой Отечественной войны, с жителями Рузского района беседовали авторы работы – гимназисты-восьмиклассники Глаголев Роман и Храпов Даниил.
Геннадий Степанович, г. Руза
- Точно знаю про улицы в СХТ. Говоров – генерал-майор Красной Армии, он командовал армией, которая участвовала в освобождении Рузы. Рядом улица Доватора. Кавалерист. Очень талантливый. Сам я живу рядом с улицей Гладышева. Он освобождал город. А главная улица, наверное, площадь Партизан. Там Солнцев похоронен, разведчик.
Тамара Васильевна, г. Руза
- Конечно, знаю улицу Солнцева Сергея Ивановича. Табличка помещена на здании почты. Солнцев до войны был начальником Рузской милиции. На площади Партизан под вечным огнём лежат погибшие партизаны. В районе было два партизанских отряда. Солнцев тоже похоронен под вечным огнём. 9 мая каждый год приезжает его внучка.
Евгений, д. Воробьёво
- В Рузе живу недавно, но сейчас мой ежедневный маршрут проходит по улице Гладышева. Знаю, что он отдал приказ о штурме города, который немцы основательно укрепили за 3 месяца оккупации. По периметру городской застройки расположены братские захоронения. Это цена за свободу ружан. Конечно же, знаю и про площадь Партизан.
Николай Семёнович, г. Руза
- О таких улицах я знаю много, т. к. в Совете депутатов отвечаю за сохранность мемориальных табличек. Думаю, улицу Солнцева знают все. Он Герой Советского Союза. Также в честь героев названы улицы Говорова, Гладышева, Доватора. На востоке Рузы улица Колесникова, но там вандалы снесли мемориальную стелу. Поставим новую.
Анастасия, г. Руза
- Раньше вместе с ребятами мы часто ходили в сквер напротив Филимонцева. Там росли потрясающие вековые деревья и было большое захоронение. Сейчас деревьев нет, но захоронение цело. Оттуда начинается улица Соловьёва. Его стрелковая дивизия освобождала Рузу как раз с этой стороны. В школьном музее есть страничка о нём.
Данил, г. Руза
- Ребята из нашей гимназии много работали на эту тему. Я знаю, что под Рузой воевал генерал-майор Лев Михайлович Доватор. Фашисты прозвали его «чёрным дьяволом». Со своим корпусом он внезапно нападал на места дислокации противника. К сожалению, на берегу р. Руза около деревни Палашкино в ноябре 41-го он был убит.
Таким образом, представители разных поколений имеют очень примерные знания о героях. Следовательно, требуется популяризация материала. Далее следует отметить, что в учебнике по русскому языку топонимический материал встречается в формулировках правил и текстах упражнений, но объяснения происхождения топонимов, как правило, не даётся. В нашем учебном заведении, в 8 «А» классе конкретно осуществляется серьёзная краеведческая деятельность, и её результаты находят отражение в содержании практической части уроков русского языка. Во многом этот факт объясняется тем, что преподаватель Ветлянских (Синякова) Марина Васильевна, выпускница Коломенского педагогического института 1982 г., более 10 лет водит ребят по родной земле, и они вместе открывают её тайны, в том числе и топонимического характера. Возможно, наша работа послужит отправной точкой для сбора и использования краеведческого топонимического материала при изучении разных разделов курса учителями русского языка. С происхождением топонимов учащиеся могут знакомиться, изучая лексику, орфографию, словообразование.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Топонимика является одним из сложных и вместе с тем интересных разделов ономастики - науки об имени собственном.
2. Топонимическая система любой территории представляет собой уникальное, сложное, многогранное образование.
3. Часто, зная название того или иного топообъекта, человек или ничего не знает о происхождении этого названия, или имеет об этом ложное представление. Данный вывод зиждется на наших собственных представлениях.
4. Краеведческий топонимический материал может быть полезным дополнением дидактического материала, используемого учителем на уроках русского языка. Использование такого материала даёт возможность расширить рамки предмета. Такую возможность мы показали в системе разработанных нами заданий, в которых в качестве топонимического материала взяли названия внутригородских объектов Рузы.
5. Цель исследования – упорядочить топонимы, имеющие место в современных границах Рузского района, – достигнута.
6. Возможности дальнейшей разработки вопроса, связанного с топонимикой города Рузы и Рузского края, могут быть связаны, с толкованием топонимов различных типов и их происхождением. Сотрудничество с городской библиотекой и сайтами районной администрации позволит эту разработку сделать популярной.
Список источников и использованной литературы
Приложения:
Приложение 1. Работа с топографической картой Рузского района и картой Рузского края
Приложение 2. Карта-схема г. Рузы
Приложение 3. Блок заданий, содержащих топонимический материал по некоторым разделам курса русского языка (с примерами их возможного использования).
1. Раздел «Морфемика. Орфография»
Топонимы строятся по тем же словообразовательным моделям, что и другие слова. Это даёт возможность понять, что обозначает то или иное название и каково его происхождение.
Задание 1. Подготовьте устные сообщения на темы «Почему ... так называется?», «Секрет названия ... » и т. д.
Обучающиеся могут объяснить происхождение топонима, исходя из так называемой «народной этимологии». Учитель может познакомить учащихся с историей возникновения названия, раскрыть его внутреннюю сущность.
Задание 2. На основе данных словосочетаний при помощи суффикса -СК- образуйте названия улиц Рузы. Как называется такой способ словообразования?
А) Улица, часть старинной дороги на Можайск. Б) Улица, на которой расположен детский сад № 2. В) Улица, расположенная рядом с речкой Городянка.
Задание 3.. Запишите названия улиц нашего города, вставляя пропущенные орфограммы. Выделите суффиксы, с помощью которых были образованы эти названия. Можете ли вы объяснить, почему улицы так называются? Б ..зарный, Ф…деративная, Пр...фессиональная.
Задание 4. Познакомьтесь с историей происхождения данных названий населённых пунктов нашего района. Разберите слова по составу, выполните словообразовательный разбор.
Оселье, Овсянники, Гидроузел, Сумароково, Новомихайловское.
2. Раздел «Лексика». Синонимы
Задание 1. Подберите к выделенным словам синонимы и запишите их.
1. Древний город Руза. 2. Красивая площадь Партизан. 3. Длинная улица Социалистическая. 4. Яркая улица Базарная. 5. Широкая улица Волоколамское шоссе.
Слова для справок: старинный, просторная, великолепная, большая, пестрая, бесконечная.
3. Раздел «Грамматика»
Морфология Имя существительное
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Задание 1. С помощью суффиксов -ец-, -ич-, -анин-(-янин-), -ин образуйте от данных топонимов существительные со значением «житель данной местности». Дорохово, Тучково, Руза, Москва.
Определите, к каким существительным относятся образованные вами слова: к одушевлённым или неодушевлённым.
Задание 2. Спишите предложения. Найдите и подчеркните одной чертой одушевлённые существительные. Выпишите отдельно имена собственные, которые обозначают названия улиц, частей Рузы (топонимы).
1) По берегу Артюшки мы с Даней дошли до самой Плешки. 2) На площади Партизан дети катались на каруселях. 3) Марина живёт на Дмитровке, а её подруга Света - у «Пятёрочки».
Где находится Плешка, и почему она так называется? Чем «Пятёрочка» отличается от пятёрочки?
Имена существительные собственные и нарицательные
Задание 1. Запишите текст, вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните в тексте собственные имена существительные.
Улица, которую мы сейчас называем Солнцева, раньше звалась Никольской. В старые вр ... мена … десь была у … кая, кривая улица, которая пр … х ... дила через горо ... ской посад от собора до ип…одрома.
Знаете ли вы, почему улица Солнцева называлась прежде Никольской?
Задание 3. Запишите названия улиц и площадей нашего города.
Подчеркните названия, образованные от имён нарицательных одной чертой, а образованные от фамилий известных людей (антропонимов) - двумя чертами.
Площадь Партизан, улица Гладышева, улица Говорова, улица Дружбы, улица Доватора, улица Чехова.
Задание 4. Запишите имена существительные в два столбика: в первый - одушевлённые, во второй – неодушевлённые: Дуб, вишня, берёза, баран, волк, воробей.
Подумайте, от каких из этих названий растений, животных и птиц образованы названия населённых пунктов Рузского района. Запишите топонимы, которые вы вспомнили. (Вишенки, Бараново, Воробьево, Волково, Березкино, Дубки).
Задание 5. У данных слов-топонимов выделите окончания, определите род.
Заовражье, Космодемьянский, Петряиха, Городище, Ремянница, Вражское, Старая Руза.
Ответьте на вопросы: Какие из этих названий вам знакомы? Происхождение каких названий вы можете объяснить сами? О происхождении каких названий вы пока не знаете?
Задание 6. Можно ли определить род таких топонимов, как Ур. Кочи, Ур. Грули, д. Бородёнки, Ур. Гари, д. Ведерники? Почему?
Ответьте на вопросы: Какие из этих названий вам знакомы? Происхождение каких вы можете объяснить сами? С происхождении каких названий вы пока не знаете?
Задание 7. Запишите предложения, раскрывая скобки и ставя слова в нужном падеже. Определите падежи существительных.
Жители (Руза) гордятся родным городом. 2. За (Руза) на (Нижне-Зарецкая) улица) живут мои друзья. 3. По (Набережная улица) очень любят прогуливаться ружане и гости города. 4. На (Партизан площадь) стоит Воскресенский собор.
Знаете ли вы, почему Красная улица так называется? Вспомните старое название площади Партизан.
Задание 8. Допишите предложения, используя названия улиц и проспектов, данные в скобках.
1. Я еду в автобусе по ... . 2. Я живу ... . З. Мы проводили экскурсию в городе по улицам ... .4. Мы получили квартиру на ... . 5. Я прошел пешком от … до ... .
Слова для справок: ул. Володарского, ул. Щербакова, ул. Социалистическая, ул. Революционная, ул. Октябрьская, ул. Чехова, пер. Федеративный, ул. Цветочная.
Имя прилагательное
Задание. Образуйте с помощью суффиксов -СК-, -К- имена прилагательные от географических названий Руза, Тучково, Дорохово, Мытники.
Составьте и запишите словосочетания, используя образованные прилагательные и слова для справок. (Слова для справок: район, школа, поворот, рынок). Образец: Таблово - Табловский (Табловский залив).
Глаголев Роман Игоревич
Храпов Даниил Андреевич
г. Руза, МАОУ «Гимназия №1г. Рузы»