В России визитными карточками стали пользоваться в конце XVIII - начале XIX века. Широкое распространение они получили во времена царствования Екатерины II. Императрица очень любила изящные нововведения в области этикета.
В начале XIX века в обществе стали популярны визиты – утренние посещения родственников, знакомых и сослуживцев. Вскоре они становятся обычаем. Визитки становятся неотъемлемым атрибутом таких встреч. Хотя лица низших сословий при визитах пользовались не визитками, а общими визитными листами. Визитки еще не стали общедоступными, хотя и расширили «зону влияния». Положение визиток нашло отражение в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в которой авторы пишут о визитных карточках буквально следующее: «для представления во время визитов и пересылки подарков». Владимир Даль относит понятие о визитной карточке к теме «визит», тем самым, подчеркивая ее исконное и основное предназначение. Свое возросшее значение визитки утвердили даже в литературе, наконец-то, о них не только говорили, но и писали. Вспоминается опять же А.П. Чехов и его рассказ «Ненужная победа» (1882), где так говорилось о карточке репортера: «Его визитная карточка давала ему бесплатный вход во все подобные места, желающие, чтоб об их скандалах печатались рапортички».
Таким образом визитные карточки стали неотъемлемой частью этикета. Правила их употребления были не менее сложны, чем правила пользования столовыми приборами. Визитные карточки дополнили ряд таких понятий, как, например, титул и чин.
В то время основной функцией визитной карточки была церемониальность, а на втором месте стоял их деловой аспект. Интересно, что особенно вычурны дамские визитные карточки. Не случайно почти все они богато украшены орнаментальным тиснением или резьбой. Строгая форма карточек слегка изменяется фигурным краем опять же для украшения. Для дам визитная карточка – это часть этикета. Визитные карточки джентльменов более строги, они настроены на деловой лад. В середине XIX века, в период становления буржуазии, оформление карточек существенно меняется. Визитка приобретает более лаконичный дизайн, исчезают замысловатые излишества в оформлении, на первый план выступает красота шрифтов.
С середины XIX века параллельно с типографским способом изготовления карточек сохраняется и рукописное их оформление. При заполнении специальных заготовок для визитных карточек, или, как их еще называли в те времена «билетов» пользовались орешниковыми чернилами. При нанесении на бумагу чернила приобретали благородный бронзовый цвет.
Визитные карточки, которые хранятся в нашем музее относятся к концу XIX - началу ХХ вв., когда резко меняется функциональное назначение визитной карточки. В моду входит деловой стиль, и визитки выполняют строго информативные функции. На них указываются фамилия, титул, род занятий и точный адрес владельца.
Так, например, на одной из визитных карточек написано «Князь Владимiръ Александровичъ/ Голицынъ». Еще ниже надпись «Въ должности Церемонiймейстера Двора Его Императорскаго Величества./Московскiй Уездный Предводитель Дворянства . В правом нижнем углу указан адрес «М. Никитская, Георгiевскiй пер., 8». Загнут верхний левый угол. Это означало, что карточка доставлена лично, но хозяина не застали.
Позднее, дизайн визитки опять усложняется: используются шрифты ручной работы, орнаменты, гравюры с эмблемами (грозди винограда, голубка с письмом в клюве, якорь и т.п.) и даже с портретами владельцев. Дизайном визитных карточек увлекались великие художники Бакст и Бенуа. Появляются специальные конвертики для визиток, пользующиеся большой популярностью. В них визитки рассылались по городам и странам. Для этого на конверт достаточно было наклеить почтовую марку и написать адрес.
Одновременно с визитными карточками создавались всяческие аксессуары к ним. В прихожей всякого почтенного дома обязательно стоял серебряный поднос для визитных карточек, а кое-где – устрашающего вида чучело медведя, держащего такой поднос на вытянутых лапах. Приезжая с визитом, принято было оставлять свою визитку на этом подносе. Если гость не заставал хозяина дома, верхний левый уголок визитки принято было загибать. Для собственных визиток заводили коробочки: кожаные, серебряные, золотые, фарфоровые, расписные, резные и инкрустированные. Для хранения визитных карточек изготавливали роскошно переплетенные альбомы с прорезями для карточек. Шикарно оформленные визитные карточки стали применять и при организации свадебных, траурных, рождественских и пасхальных церемоний.
После 1917 г. выпуск визитных карточек в России резко прекратился. Вновь визитка появилась в Советском Союзе, но она резко отличалась от зарубежных визитных карточек. Стало принято фамилию владельца карточки писать впереди имени, что приводило многих в замешательство. Также отсутствовала, какая-либо изысканность и пышность. В советское время визитка являлась неотъемлемым атрибутом сотрудников обкомов и райкомов, реже деятелей культуры, космонавтов. Времена изменились, и с приходом демократии иметь визитные карточки стало возможно всем. У дизайнеров появилась новая веха творчества – дизайн визитной карточки. Появился спрос. Современные владельцы визиток стремятся вместить в неё как можно больше информации: эмблемы и символы, товарные знаки, фотографии, рисунки гербов и флагов. Существует особый класс стильных визитных карточек. Такие визитки становятся произведениями искусства и поражают оригинальностью.