Образ святого Николая в Рузском крае почитался особо. В Рузе существовала Никольская слобода, названная по Никольской церкви. Не случайно духовным покровителем Рузы был святой Николай Рузский, икона которго хранится в Рузском краеведческом музее.
Есть и село Никольское-Гагарино, где дни памяти святого Николая (22 мая, 19 декабря) считаются престольным праздником.
Различают Николу Вешнего, травного (22 мая) и Николу Зимнего, морозного 6 (19) декабря; один с травой, другой с зимой. Оба Николы погоду устанавливают. На иконах Никола Вешний изображён с непокрытой головой, в отличие от Николы Зимнего, которого изображают в митре, «в шапочке», как говорят в народе.
Образ святого Николая пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и стал почитаться в России как национальный святой, покровитель русского народа, а также как крестьянский святой и мужицкий заступник. Его называли «святой великий святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник». При жизни Святой Николай славился чудесными исцелениями, а также воскрешениями, за что приобрел звание Николая Чудотворца и Николая Угодника. Считалось, что Николаю Угоднику можно молиться «во всех нуждах», что он всегда и всем поможет, ибо добр и милостив.
Старинные легенды, повествуют о том, как Николай Угодник помог крестьянину вытащить застрявшую в грязи тяжело груженую телегу, помог вдове покрыть крышу соломой, защитил женщину от разбойников и т. п. Николай Угодник считался также хорошим врачевателем, целителем.
Люди считали, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни, а среди знахарей было распространено мнение, что Николин день – самый благоприятный для лечения тяжелых заболеваний. Русские люди верили, что Николай Угодник помогает людям и без специального обращения к нему. Верили, что он охраняет от бед «крестьянский скот – милый живот». Незаметно для пастуха он приходит в стадо, чтобы защитить его от лешего, диких зверей, лихих людей.
Перед свадьбой жениха часто благословляли образом Николая Угодника вместо образа Спасителя. Девушка, выходя замуж, просила благословения не только у Божьей Матери или Спасителя, но и обязательно у св. Николая. Ритуальное приглашение в дом свадебного дружки звучало так: «От великого Николы канун (мед) пей, а от Пречистая Богородицы хлеб кушай».
В 1903 году Максимов С. В. издал книгу о русских праздниках, где посвящает празднику статью «Никола вешний»: «Никола Вешний, или «Никола с теплом», называется так потому, что с этого дня (9 мая) устанавливается тёплая погода. «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит» — говорят крестьяне, характеризуя приволье подножных кормов».
Святой Николай во многих районах считался покровителем лошадей, поэтому 9 мая по старому стилю у православных нередко называли «конским праздником».
Коней в этот день первый раз выгоняли в ночное, и все лошадники по этому случаю заказывали молебны с водосвятием, чтобы святой Никола уберег табуны от диких зверей, а также обеспечил коням хороший приплод и здоровье. Молодежь устраивала по этому поводу празднование у костра в ночном.
Никола Вешний с весной прощался, встречал лето. Крестьяне считали, что благодаря его заботам колосится рожь, цветет гречиха, созревает ячмень. Существовало поверье, что во время жатвы он, как рачительный хозяин, ходит по полям, гордясь плодами земными.
В эти дни Православная Церковь советовала людям отложить все рабочие дела, посвятить время отдыху, размышлениям о благочестивой жизни св. Николая и его чудесах.
На Николу Вешнего существовал обычай «преподносить» Николаю Угоднику яйца, окрашенные в красный, желтый, зеленый цвет, или яичницу. Женщины и девушки относили часть собранных по домам яиц в церковь и укладывали их перед иконой св. Николая Угодника, а оставшуюся часть съедали во время трапезы, которую устраивали в лесу или на лугу.
Однако, как пишет исследователь народной жизни Волков Н. Н в описании Рузского уезда Московской губернии «Праздники в Рузском уезде в 1851 году» «крестьяне после службы проводят обыкновенно, ибо они в это время часто заняты барщиной. На улицу выходят одни девушки, которые водят хороводы».
Никола Зимний считался одним из главных праздников зимы: этот день соединял влюбленных,
покровительствовал молодоженам.
Все три праздника – Варвары, Саввы, Николая называли Николаевскими праздниками. Николая отмечали особенно празднично, так как считался вторым после Бога заступником на земле.
Верили, что Николай Угодник помогает крестьянам пережить зиму. В день Николы Зимнего в северных губерниях Европейской России, например, закалывали в его честь бычка-микольца, которого специально три года откармливали всей деревней. Лучший кусок мяса «отдавали» Николаю Угоднику, т. е. относили в церковь, а остальное съедали мужчины деревни во время совместного пира.
В Никольском храме села Никольское – Гагарино Рузского городского округа этот день считается престольным праздником.
Всего же в конце XIX века братьями Холмогоровыми в "РУЗСКОЙ ДЕСЯТИНЕ" было описано 4 церкви и 16 церковных мест и земель, посвященных святому Николаю Чудотворцу.
РУЗСКИЙ РАЙОННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ