До конца августа в рузском районном краеведческом музее продлится фотовыставка Дмитрия Гончарова "Макро и микромир в дикой природе". 1 августа автор устроил пресс-конференцию для представителей местных СМИ, рассказав о своем увлечении фотографией.
– Вы выставляетесь в рузском музее уже в третий раз, в этом году даже продлили выставку на месяц. Видимо, местным жителям пришлось по вкусу ваше творчество?
– Я думаю, что да, ведь такая тематика нравится людям всех возрастов. Взрослых привлекают какие-то фрагменты фотоохоты, а детям в принципе интересен животный мир.
– Сложно ли поймать насекомых в движении?
– Да, для этого нужна специальная техника, телеобъективы и определенная методика. Мелких певчих птичек проще фотографировать, чем, например. сов, хотя на самом деле они тоже довольно пугливы. Луговой чекан, канарейки – ближе тридцати метров они человека к себе не подпускают. Но мы на них довольно успешно охотились подбираясь почти на десять метров. Для этого мы медленно подъезжали на машине и снимали их через открытое окно. Многие птицы на автомобили не реагируют, потому что уже привыкли к ним. Что касается сов (некоторых я фотографировал здесь, потому что у меня дача в Рузском районе вблизи деревни Ивойлово, а птенцов – в Рязанской области), то на них охотиться довольно сложно, потому что совы осторожные птицы и их трудно увидеть в дикой природе. Когда они выводят птенцов, то становятся еще более осторожными. Методика у нас такая: вечером, когда стемнеет, птенцы начинают кричать – просить есть. По голосу можно вычислить их местоположение. Пока совята не встали на крыло, они перепархивают с ветки на ветку, не улетая далеко от гнезда. Поэтому на утро их можно найти недалеко от того места, где ночью слышались крики. Совы-родители обычно находятся где-то поблизости. А дальше – дело техники. Телеобъектив нам в помощь! А вот цаплю мне удалось запечатлеть в тот момент, когда она садилась на верхушку сосны.
Приходилось для этого подкрадываться заранее и маскироваться.
Бабочки и стрекозы снимаются на макрообъективы, с помощью которых можно фотографировать насекомых с близкого расстояния без потери качества и многократно увеличивать фотографию.
– С чего началось ваше увлечение фотографией?
– По специальности я биолог, кандидат наук. Работаю в Москве в научно-исследовательском институте эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи руководителем лаборатории, занимаюсь инфекциями, которыми болеют животные и человек. Начинал фотографировать в качестве хобби, но сейчас это выросло в серьезное увлечение. У меня были выставки не только в Рузе, но и Москве и Белоруссии, становился лауреатом конкурса «Золотая черепаха» («Лучший фотограф дикой природы России») – в свое время моя фотография вышла в финал.
– Сколько времени могли потратить на одно фото?
– Если говорить о макросъемке, то достаточно трудно поймать животное, когда снимаешь его в дикой природе. Порой приходится делать 100-200 кадров, чтобы поймать объект резко и четко. С насекомыми приходится тратить много времени, для этого нужно терпение. Если знаешь, где обитает животное, то заранее ставишь штатив и пытаешься сфотографировать.
– Какой техникой вы пользуетесь?
– У меня фотоаппарат «Canon» EOS 6D. Использую разные объективы – телеобъективы, макрообъективы и так называемые штатные.
– В каких жанрах работаете?
– Мои любимые жанры - природные. Это макросъемка (паутина, насекомые, цветы и другие объекты), фотоохота и пейзажи (их на выставки и конкурсы выставляю). Но сейчас у меня, видимо, происходит внутреннее взросление, потому что эти жанры теперь мне уже не так интересны, как раньше. Начинаю фотографировать в жанре репортажа. В этом году я вступаю в Союз фотохудожников России. Так сложилось, что в этой организации к птичкам, паучкам и бабочкам не очень серьезно относятся. Если ты фотохудожник и член Союза, то должен уметь фотографировать человека, причем показать не только его внешность, но и внутренний мир. А это совсем другая фотография.
– Как давно занимаетесь фотографией?
– Начал еще в юности, но увлечение это продолжалось недолго. У меня в то время был фотоаппарат «Зенит», и так как я биолог, то часто ездил в экспедиции, снимал, делал слайды. Потом фотографию забросил. В начале 2000х годов с появлением цифровых камер я нашел для себя новые возможности и вновь заболел фотографией, уже около восьми лет активно увлекаюсь. Со временем мое хобби становилось все более серьезным, я вступил в московский фотоклуб «Новый взгляд». Это некорммерческое общественное объединение – клуб любителей фотографии, где мы собираемся и обсуждаем работы, выставляем свои фотографии в выставочном зале «Тушино» и в Центральной библиотеке имени Гладкова Северо-Западного округа Москвы, где базируется клуб. У нас состоят несколько профессиональных фотографов, у которых я многому научился. В свое время, когда только начинал фотографировать, мне казалось, что у меня великолепные кадры. Но потом более опытные товарищи сказали мне: «Что у тебя за композиция, почему ты все объекты в центре кадра ставишь?» И тут я задумался над тем, как можно добиться лучшего результата, начал самообразовываться: читать специальную литературу по композиции, постановке кадра и другим хитростям фотосъемки, смотреть, как рисуют художники. Когда разобрался, то оказалось, что законы восприятия человеческого глаза и законы композиции в живописи очень похожи.
– Когда первый раз организовали выставку?
– Здесь в Рузе в 2010 году. А вообще с 2009 начал участвовать в выставках. Были экспозиции в Москве, Гродно и в Белоруссии.
– Какие еще увлечения у вас есть?
– Занимаюсь спортом. Еще в школе, а затем в институте увлекался волейболом, и сейчас продолжаю. Я высокий, у меня предрасположенность к таким видам спорта. Зимой катаюсь на лыжах и коньках. А еще на своей даче я посадил сад – в основном это декоративные кустарники. Я люблю работать на земле в силу моего пристрастия к природе.
- Почему ваша выставка называется "Макро и микромир в дикой природе"?
- Идея моей выставки – показать, какая красота нас окружает. Если внимательно посмотреть вокруг, можно увидеть много интересного, и не обязательно ездить для этого в экзотические страны. У меня была серия работ, которая называлась "Мир паутины". Мимо паутины люди проходят и не замечают ее красоту. Увидеть тонкие нити можно только в том случае, когда они отражают солнечный свет или на них выступила роса. Это и есть удивительное рядом – то, что удалось увидеть самому и показать другим.
Анастасия Платонова, Евгений Дубасов
Фото предоставлены Дмитрием Гончаровым
Желтоголовая трясогузка
Лицом к лицу
Перламутровка
Роса
Серая цапля
Стрекоза плоская
Ушастая сова
Сайт Дмитрия Гончарова