На заседании краеведов Наталья ИВАНОВА представила свое исследование о деревне ИВАНОВО.
В нашем районе много удивительных и интересных мест. Одним из таких является небольшая деревушка недалеко от посёлка Беляная Гора - деревня Иваново, в которой сейчас проживает 19 местных жителей.
В конце 19 века она была Ивановским посёлком 2 стана Хотебцовской волости Рузского уезда, возникший, по-видимому, при местной бумаго – ткацкой фабрике. Проживало в нём 285 душ. Фабрика принадлежала Евтихию Власову. Основана была в 1872 году, затем её арендовала рузская купчиха Дарья Ивановна Виноградова.
Фабрика была небольшой, занимала две десятины. Стояла в живописном месте, окружённая рощами, садами, полями и оврагами. В 60 шагах от неё протекала небольшая речка Халыня. Жители посёлка вели достаточно замкнутый уединенный образ жизни, редко выходя даже на улицу, держась подальше от тех, кто употреблял алкоголь или курил табак. Мясо в пищу не употребляли. Вели скромный, тихий образ жизни, были домовиты, безукоризненно исполнительны к требованиям местной администрации. Местная администрация даже заподозрила жителей Иванова посёлка в существовании какой – то тайной духовной секты.
Сама фабрика тоже выгодно отличалась от большинства промышленных предприятий уезда. Она представляла совершенно новые санитарно – технические черты. Комиссия, обследовавшая фабрики и заводы уезда в 1881 году, сообщала, что по внешнему виду она производит лучшее впечатление, чем Руза с «полуразвалившимися зданиями, невылазной грязью и провалившимися мостами».
Фабрика состояла из 9 строений: шесть из них – ткацкие мастерские, два - кухни и последнее помещение – контора. Все помещения были опрятны, светлы, отапливались голландскими печками. К сожалению, правда, отсутствовала вентиляция.
Планировка зданий состояла из нескольких небольших , различных по площади комнат. В одной из которых, была угловая печь, облицованная белым кафелем. В северной половине центральной части имелись небольшие антресоли, на которые вела двухмаршевая лестница. В южном крыле располагались два больших, почти одинаковых по площади производственных помещения. Их разделяла поперечная капитальная стена. Северное крыло состояло из нескольких, различных по площади, изолированных складских помещений с отдельными входами.
На фабрике было 80 станков, что свидетельствовало о масштабах производства. Ткали марлю, кисею. Пряжу везли из Москвы, а основу делали здесь же – на месте. Но как и любое сельское производство предприятие на полную мощность работала только с октября по апрель, а с апреля до октября часть работниц «отходила» на сельскохозяйственные работы. В Иваново была самая высокая урожайность зерна и самое большое количество скота на каждого домохозяина. Приказчиком на рубеже веков был Иван Степанов, грамотный и уважаемый человек.
На всех уездных предприятиях в конце 19 века отмечалось использование труда несовершеннолетних. На ивановской фабрике работала только одна несовершеннолетняя девочка. Работницы, в основном, женщины, мужчин практически не было. Это привело к тому, что работниц заподозрили в полигамных отношениях. Была создана комиссия, состоящая из местного исправника, судебного следователя, врача и акушера. Проверили всех женщин и пришли к выводу, что подозрения не имеют под собой никаких оснований. При фабрике жили единицы, большая часть уходила ночевать домой в семью.
В начале 20 века на всех российских заводах достаточно распространенной являлась система штрафов. Штрафовали практически за всё. На фабрике в Ивановым посёлке штрафы отсутствовали. Зарплата, как и везде, была не большой. Ткачихи получали 2 рубля 25 копеек в месяц. Сновальщицы – 3 рубля. Рабочий день продолжался от 14,5 до 15,5 часов. Правда, перед праздниками рабочий день сокращали до 6 часов. Время обеда составляло 1,5 часа.
Об организации обеда хочется сказать особо. «Харчевались» артельно. Встречалось это и на других предприятиях, но как правило, там где работали женщины долго общие обеды не сохранялись. Между работницами начинались споры, расчёты не совпадали, и разругавшись, начинали есть отдельно. Здесь же порядки совместных обедов сохранялись десятилетиями. Продукты закупал староста на весь год сразу, что – то работницы приносили из дома. Пища была очень хорошего качества: щи с грибами, каша с постным маслом, протёртый горох, пироги с луком, картошкой, квас. И даже не смотря на изнурительный, тяжёлый труд, работницы имели цветущий вид. При фабрике имелась и баня, какую топили 2 раза в месяц.
Для царской России данная фабрика имела редкое, исключительное явление, которое объясняется не только особым отношением хозяевов фабрики к своим рабочим, но удивительным характером моих земляков. Огромное трудолюбие и удивительная человеческая порядочность сделала эту фабрику примером для всех подобных учреждений в Московской губернии. Эти качества характера пригодятся жителям деревни и в годы лихолетья. Но это уже совсем другая история, о которой я расскажу в продолжении.
Наталья ИВАНОВА