&bsps;
&bsps;
&bsps;
Вы сейчас здесь:

Вы здесь

 
 

Рузские картины Фалька

10.06.2016 / Рузские картины Фалька

Фальк Роберт Рафаилович (1886, Москва – 1958, Москва) Живописец, график, художник театра, педагог. Родился в Москве. Учился в художественной школе И. О. Дудина и К. Ф. Юона, в студии И. И. Машкова (Москва, 1903–1904), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1905–1910) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Один из основателей общества «Бубновый валет». Уже в ранней живописи Фалька сложился его дар замечательного «цветовика». Стараясь обобщить форму и вылепить массу цветом, он впитывает актуальные для времени уроки живописи П. Сезанна. Подобно товарищам, использует некоторые приемы "вывесочного" примитива, утяжеляющие, уплотняющие объем. «В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской», – писал он впоследствии. Драматургия цвета всецело доминирует и в его кубистических полотнах. Член и экспонент объединений «Бубновый валет» (1910–1927), «Мир искусства» (1911–1917, 1921–1922), «Московские живописцы» (1925), Ассоциации художников революционной России (1925–1928), Общества московских художников (1925–1928). В постреволюционные годы его колорит достиг особой экспрессии («Красная мебель», 1920). Одинаково успешно выступал в разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), а также в театре – оформил в Государственном еврейском театре спектакли «Ночь на Старом рынке» И. Л. Перетца (1922–1925) и «Путешествие Вениамина III» (1927) М. Мойхер-Сфорима. Постепенно, на протяжении 1920-х, живопись Фалька становится сложнее и тоньше. Со временем все большую роль в его полотнах получает эффект красочного мерцания, проступающего изнутри затененной формы. В 1928 получил командировку во Францию – «для изучения классического наследия». В парижских холстах продолжают развиваться те качества, которые ясно наметились уже в Москве: замкнутость, камерность, богатство и тонкость цветовых отношений. Интимностью, мягкой лирикой проникнуты и портретные работы, особенно женские. Вернулся в Москву к началу 1938. Вплоть до 1940-х много сил отдавал преподаванию: во Вхутемасе – Высших художественно-технических мастерских – и других институтах. Годы войны провел в Средней Азии, природа и архитектура которой дали в его творчестве новую яркую вспышку богатой и сложной красочности. В послевоенные годы, фактически отторгнутый официальным искусством, продолжает работать в своей мансарде в центре Москвы, пишет строгие, сосредоточенные портреты и натюрморты с немногими предметами, погруженными в сумрачное пространство. После 1953 г. Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью. Скончался в Москве 1 октября 1958 года. Похоронен на Калитниковском кладбище.

 

Рузские картины Фалька.

В начале XX века Робертом Фальком были написаны картины с изображением города Рузы: “Старая Руза”, “Пейзаж с мостиком”, “Провинциальная улица” и другие... Эти картины хранятся в Истринском историко-архивном музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пермской картинной галерее. В композиции этих полотен художник пытался, подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины — дома, землю, небо - предельно близкими друг другу по фактуре, словно все они созданы из одной бархатной материи. Фальк тяготел к густым краскам с особенно терпким оттенком. Однако тональность полотна не яркая, даже рыжие и жёлтые цвета мастер делал приглушёнными, соединяя их с густыми крупными тенями. Это придало всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма. На полотнах видим предметы и объемы кубистических и шарообразных форм. Пространство картин четко организовано и объединено одним ритмом - различными вариациями зеленого колора. Фальк создает образ русского провинциального города с горбатыми улицами, разноцветными кубиками домов, высокими заборами. Но созданный им мир — не мир художника-реалиста, а художника «пластического». Пластикой, ритмом, объемами, граненостью форм он передает уходящую городскую улицу. Мастер пишет угловатыми пятнами насыщенного цвета, добиваясь выразительной объемности формы. Главное в его лаконичных пейзажах и простых натюрмортах 1910-х годов – реалистичность, физическая, осязаемая полновесность каждого изображенного на холсте предмета.

 

Стихотворение Раисы Вениаминовны Идельсон (1894—1972), поэтесса и художница, в браке с Р.Р. Фальком (с 1922 года по 1931 год)

***

Фальку

Цвета мазок –

Мира кусок!

Льется с высот

Солнечных сот

Света поток –

Солнечный сок...

Кисти бросок –

Жизненный ток.

Камень – брусок,

Пламень – цветок.

Сердца комок,

Как уголек,

Пламя зажег

Дьявол и Б-г!...

Кисти в огне

На полотне -

Нитей моток.

Что он соткет,

Цветом поет

О вышине

И тишине...

Москва, 1923.

 

Рузские картины Фалька

Картины художника Р.Фалька хранятся во многих музеях. В частности, в Истринском историко-архивном.
 

А в Русском музее, в Санкт-Петербурге, в экспозиции представлена картина Фалька «Старая Руза». Отрадно, что нашему музею удалось получить фотокопию этой картины. Замечу, что Старая Руза Фалька не село (впоследствии известная деревня), а наш тихий город примерно столетней давности.
 

На картине изображены Соборная гора, подъем от Нижнего рынка к Базарной площади (от бывшего участка завода «РЭТО» в направлении площади Партизан). Просматриваются старые торговые дома, дом фотографа Бендерского. Дальше видна богадельня Воскресенского собора. Веет сказочной стариной.

Я засомневался, что художник, посетив Рузу, работал только над одной картиной. В городе много удивительных мест, привлекательных для творчества. Выяснилось наличие еще одной картины под названием «Рузский пожарный пруд». Это нынешний пруд около кафе на Волоколамском шоссе.
 

А нет ли еще картин старинного уездного города, принадлежащих кисти этого автора? Расселяясь по коллекциям, картины подчас теряют первоначальные названия и выставляются в отдаленных от Москвы музеях.
 

И вот любопытная находка. В одном из номеров журнала «Художественное наследие» помещена репродукция картины Р.Фалька «Провинциальная улица». Оказалось, что это место знакомо. Слева красуется липа Барминского пруда, справа — еще не перестроенный дом с крылечком. Вдали, за деревьями, видна шатровая главка часовни и сам Воскресенский собор у начала Бородянской улицы. Если воссоздать собор, это место будет иметь большее сходство с картиной «Провинциальная улица».

 

Л.СОКОЛОВ,

15 января 2000 Красное знамя

Отдел районный архив Администрации Рузского района

135681_original.jpg

kartiny_falka_kopiya2.jpg

kartiny_falka_kopiya3.jpg

kartiny_falka_kopiya4.jpg

kartiny_falka_kopiya5.jpg

kartiny_falka_kopiya6.jpg

nizhniy_rynok_1912.jpg

peyzazh_s_mostikom._1912_g.jpg

peyzazh._1913_g.jpg

peyzazh._staraya_ruza._1913_g._perm-art-gallery.jpg

ruza._krasnoarmeyskaya_ulica.jpg

sobornaya_gora_1912.jpg

staraya_ruza._1913_g.jpg
 

Категория: 
Рейтинг: 
0
Голосов еще нет

Опрос

Вы соблюдаете режим самоизоляции?

Наши друзья

 
&bsps;