Напрямую с праздником Пасхи связан праздник ВОЗНЕСЕНИЯ Господня. Название праздника передает суть и смысл торжества - память о чудесном вознесении Иисуса Христа на небо и Его обещания будущего Своего Второго пришествия.
Праздник относится к числу преходящих, отмечается на сороковой день после Светлой Пасхи и всегда приходится на четверг. В 2017 году дата празднования Вознесения Господне – 25 мая. Праздник завершает пасхальную обрядность и открывает троицкую – переход к лету.
После Своего воскресения из мертвых Христос пробыл на земле среди людей ещё сорок дней. На сороковой день Он вывел учеников Своих за стены Иерусалима, благословил их, а затем стал возноситься вверх. Явивившееся облако закрыло от них Христа, и они услышали вдруг голос небесных вестников: « Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо» (Деяния святых апостолов, 1, 11)
Именно благодаря этому празднику люди на Земле, понимают, что в смерти праведного человека, христианина нет абсолютно ничего печального, ведь таким образом он только освобождается от земных похотей, соблазнов, а соответственно и страданий. Праздник силен своими приметами и обрядами.
В этот день в церкви проходили торжественные богослужения: радовались воскрешению Иисуса Христа и вознесению его на небеса. Считалось, что именно это событие дало всем христианам надежду на то, что после смерти они смогут войти вЦарствие небесное – если их жизненный путь будет праведным. Но даже раскаявшиеся грешники получали прощение и могли приблизиться к престолу Господа.
По народным представлениям, до Вознесенья грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут видеться с праведниками - "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам, и внукам, и раю и мукам!".
Праздник Вознесения, заканчивавший пасхальные торжества, в народном сознании ассоциировался также и с концом весны, началом лета. «Дошла весна до Вознесения – тут ей и конец». Земледелец ждал, что теперь установится хорошая погода и можно не бояться изменчивости и непостоянства весны. Как правило, к этому дню уже отцветали сады, начинало колоситься жито и замолкала кукушка, отчего в народе говорили: «Кукушка подавилась житным колоском»; «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется».
Ночь накануне Вознесения называли в народе «соловьиной», считалось, что именно в эту ночь соловьи поют громче и звонче, чем во всё остальное время. Если услышать это пение, то весь год человека будут сопровождать любовь и счатье. А подстерегать и ловить соловья в это время - грех великий. Кто поймает — ни в чём тому целый год удачи не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня, когда вознесутся на небо с Господом сил небесных все обиды земные.
Цветы на Вознесение благоухают самыми пахучими ароматами. волшебной целебной силой наделялась «вознесенская» роса, ее специально собирали лекарки-знахарки с цветов на пойменных лугах. «Если знать такое слово заветное да пошептать его над Вознесенской росою, да выпить болящему дать, — всякое лихо как рукой сымет!» — гласит знающая всякие слова простонародная мудрость.
В само Вознесение стихало пение птиц.
По обычаю, повсеместно пеклись пироги с начинкой из зеленого лука, верх которых выкладывался перекладинами в виде лесенки, и лепешки из сборного теста 4 вершка длиной и 1,5 - шириной (вершок - 4,4 см), также с рубчиками в виде лесенки.
Называлось это все лесенками, лестовками и лествицами. Часто они пеклись с семью перекладинами, "чтобы Христу было легче на небо подняться". Эти лестницы символизировали материальный или духовный мост между миром живых и миром мертвых, между землей и небом. Лестниц следовало напечь столько, сколько человек в семье. Кое-где пекли блины "Христу на онучи". Пироги несли в церковь и служили над ними молебны. Несли чрезвычайно осторожно, чтобы не нарушить, и ели бережно, чтобы не сломать, перекрестясь. Считалось: кто лесенку сломает - в рай не попадет. Тяжелы грехи.
В Рузском уезде тоже сохранялся обычай печь из теста лестницы, кроме этого, в этот праздник еще красили яйца, как бы в честь отдания празднику Светлого Воскресенья. С этими лестницами женщины ходили в рожь.
Тут каждая из них на своей пашне, насрывав ржи с корня, скручивала по нескольку былок в пучок, полагая, что от этого рожь будет гуще и кустистая. Для того же, чтобы она росла выше, и как бы желая доставить ей возможность дотянуться до самого неба, бросали на пашни испеченные лестницы.
Еще в Рузском уезде существовал обычай печь блины из ячменю (жита) с творогом, варить яйца и ходить ко ржи; ребята и девки, взрослые и малолетние, пришедши на пашню, каждый на полосу, садились обедать во ржи, после сего подымали маленьких детей за уши, приговаривая: «Видишь ли Москву?»
Если не больно, те отвечали: «Не вижу». А когда больно, отвечали «вижу»; причем приподымали как можно выше со словами: «Расти, рожь, большая, вот этакая!» Оставив детей, начинали валяться во ржи, говоря: «Расти, рожь, повальная!». Добавлялись порою просьбы о высоком льне, в который традиционно одевалась Русь. Наконец, вставали, молились Богу и возвращались в деревню.
Не оставались в стороне от обычаев и старики – крестьяне, которые имели обыкновение осматривать ржаные поля и, судя по тому, в каком положении найдут их в это время, заключали о будущем урожае.
Вечером на улице водили хороводы. Нужно заметить, что обряды ходить на рожь исполнялись немногими, оставшимися на этот праздник дома. Большая же часть крестьян уходили в середу перед Вознесеньем в Воскресенск ( совр. Истра) на ярмарку, ибо в этот день там храмовой праздник. < ... > об этом писал в своих заметках Н.Н.Волков в ОПИСАНИИ Рузского уезда Московской губернии (1851). Эта ярмарка была крупнейшей в середине XIX века в Звенигородском уезде.
В царской России праздник Вознесения был праздничным (неприсутственным) днем. Здесь интересно отметить, что вплоть до 1930 года, года «Великого перелома» праздник Вознесения отмечался в календарях как нерабочий день, наряду с Днем Интернационала, Парижской Коммуны, Пасхой и Новым годом.
Еще одна особенность: некоторые религиозные праздники отмечались по григорианскому календарю, другие - по юлианскому. По новому календарю отмечались праздники неподвижные (всегда приходящиеся на одно и то же число месяца - Преображение, Рождество), тогда как Пасха и остальные связанные с ней праздники переходящие или подвижные (тут это Вознесение, Троица, Духов день) продолжали исчисляться и, соответственно, справляться по-старому.
Обычаи праздника Вознесения сохранялись еще и в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века. Отчетливы воспоминания о пирогах и пирожках с луком, удивительные «лестницы», особенно у тех, у кого в доме «на хозяйстве» были бабушки. Но самое главное, помню, хвастались по-малолетству друг перед другом, кто «видел Москву».
Никогда не забыть мне большие теплые отцовские руки и улыбающееся мамино лицо в момент, когда я верещала «Не вижу, не вижу, подними повыше!». Для нас этот ритуал был игрой, а с родительской стороны необычным вниманием, которого мы видели очень мало – взрослые работали тяжело, в каждом доме держали скотину (коров, коз, овец), выращивали картофель, свеклу, бушму, капусту, чтобы прокормить и себя, и животину на дворе.
Конечно, про праздник нам никто не говорил, открытая вера в Бога трактовалась как «дело нехорошее, порочащее высокое звание строителей коммунизма».
Обряд «смотреть Москву» хорошо запомнился наверное только в связи с беззаботным дошкольным детством,потом в школе появились свои традиции и свои праздники. Теперь, изучая историю народных праздников, стали всплывать забытые картинки и нашлось объяснение тому «странному» для современного человека обычаю. Кстати, тянуть вверх за уши виновника торжества на дне рождения - тоже из этих старинных вознесенских обрядов.
В Рузе во славу Вознесения Господня существовало церковное место на Ивановской горе в Карцевой слободе. Вот как об этом пишут братья Холмогоровы в «Рузской десятине» (1881).
ЛИТЕРАТУРА
1. Селиванов В.В. Год русского земледельца. Зарайский уезд Рязанской губернии в кн. Письма из деревни: Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века.-М.: Современник, 1987.
2. Фольклорные сокровища московской земли. Т.1. Обряды и обрядовый фольклор/ сост. Вступит.ст., комм., указатель и словари Т.М. Ананичевой, Е.А. Самоделовой.- М.:Наследие, 1997.-424с.
3. Холмогоровы В.и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI - XVIII вв. Рузская десятина.- 1881.
3. Шипов Я.А. Православный словарь.- М., 2000.-271