Материалы КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ
«Великие труженики земли рузской» (2017)
Иван Борисович Рузский родился в 1483 году. Умер в 1503 году. Прожив, относительно немного, он оставил о себе добрую память.
Он был Рюрикович, представитель правящей семьи московских князей, внук Великого князя московского Василия Тёмного, младший сын удельного князя Бориса Васильевича и Иулиании (Ульяны) Михайловны (дочери Михаила Дмитриевича Холмского), племянник московского князя Ивана III.
Если Рюриковичей представлять не нужно, то несколько слов необходимо сказать о семье матери. Холмские - князья, отрасль князей Тверских, в XV колене от Рюрика. Родоначальником их был внук великого князя Александра Михайловича Тверского , Юрий Всеволодович Х. (умер в 1408 г.).
О Михаиле Холмском известно немного, но вот его брат, родной дядя Ульяны Михайловны, вошёл в историю как один из самых выдающихся военачальников великого князя московского Ивана III Васильевича. Впервые князь прославился блестящей победой московских войск над казанскими татарами под Муромом в 1468 году. В 1471 году Даниил Холмский принял участие в походе московского войска Ивана III на Новгород, командуя Передовым полком.
В 1473 году во главе московского войска Даниил Холмский выступил на помощь Пскову, осаждённому ливонскими рыцарями. Смелыми и умелыми действиями Холмскому удалось склонить ливонского магистра к возобновлению мира, обязав их не вступать в псковские земли и давать свободный путь русским купцам.
Этот мир позднее будет назван псковскими летописцами именем выдающегося полководца — «Данильев мир». За эту победу Холмский получил титул боярина.
Даниил Холмский принял активное участие в знаменитом «стоянии на реке Угре» в октябре-ноябре 1480 года, будучи фактическим руководителем обороны русских войск от сил хана Ахмата. Тем самым внёс большой вклад в дело окончательного свержения ордынского ига на Руси. Для ружан очень важным является то, что он наш земляк. Короткая строчка в биографии "владел землями в Рузском уезде" для нас имеет огромное значение.
У Ивана Борисовича был старший брата Фёдор — князь Волоцкий. У обеих братьев детей не оказалось. После смерти своего отца Бориса Васильевича старшему достался Волок, а Ивану - Руза.
Мать - Ульяна Михайловна, урожденная Холмская, опекала обоих сыновей до самой своей смерти. Отец - Борис Васильевич, управляя своими землями, очень лояльно относился к церковным иерархам: ни разу не включил в свои жалованные грамоты статьи о подсудности ему настоятеля того или иного монастыря. Волок находился в Новгородской епархии, Борис Васильевич не решился выступить против пререготивы новгородского архиепископа. Такую же осторожную политику проводил и его сын. Выдавая в 1498 и 1502 году жалованные грамоты Симонову монастырю на вотчины в Рузском уезде Иван Борисович не устанавливал себе подсудность симоновского архимандрита
Прожив от роду 20 лет Иван Борисович, успел принять участие в судьбоносных для Московского княжества сражениях. В 1500 году, во время русско-литовской войны, вместе с братом Фёдором и А. Ф. Челядниным командовал ратью на северо-западе, которая, разбив литовцев около реки Ловать, взяла Торопец. Его собственная дружина в это время под командованием И. В. Вельяминова-Обляза брала Дорогобуж. В 1502 году участвовал в неудачном походе под командованием царского сына Дмитрия Жилки на Смоленск.
Во время свадьбы своего брата Фёдора Волоцкого тяжело заболел. Больной Иван Борисович попросил перевести его в Волоколамский монастырь к своему крёстному отцу преподобному Иосифу Волоцкому, против чего выступали его бояре.
В это время в Москве заканчивается церковный собор, где развернулась борьба между иосифлянами (сторонниками Иосифа) и нестяжателями. Важнейшей частью борьбы нестяжателей и иосифлян был спор вокруг социально-политических проблем, включая споры по поводу правильного политического устройства, взаимоотношений власти и общества, светской и духовной власти и т.д.
Иосифлянская политическая концепция основывалась на идее жестко централизованного государства, во главе которого стоит единоличный правитель, обладающий сакральной абсолютной властью. Эта власть в одинаковой степени должна была распространяться на всех подданных вне зависимости от социального статуса, происхождения, а также на все сферы государства и общества, в том числе, на духовную.
Главные отличия политической доктрины нестяжателей состояли в том, что она не наделяла правителей богоподобной безграничной властью, не окружала личность царя сакральной значимостью. Нестяжатели настаивали, что царь должен управлять страной в опоре на подданных.
Для Ивана III, для дальнейшей централизации Московского государства, очень важна была позиция иосифлян.
На этом же соборе была выдвинута и инициатива лишения монастырей земель. Она принадлежала великому князю, но большинство собора, смогло отстоять земельные владения церкви.
Найден был компромисс: церкви - монастырские земли, князю - поддержку единоличной власти. Компромисс был найден не без участия преподобного Иосифа. Решив вопросы в Москве, Иосиф Волоцкий торопится из Москвы в Волоколамск. Он покидает Москву, также обнадеженный заверениями Ивана III, обещавшего начать новое энергичное преследование еретиков, на котором настаивали волоцкий игумен и его сторонники.
Эти заверения московского государя и объясняют дальнейшее поведение Иосифа при составлении духовной грамоты князя Ивана Борисовича.
Обратимся к житию Иосифа Волоцкого, в котором как нельзя лучше описываются последние дни Ивана Борисовича.
"И когда умер благородный и милостивый, христолюбивый и нищелюбивый князь Борис Васильевич, осталось у него два сына: князь Феодор да князь Иван, которые видели, какую веру держал отец их у обители Пречистой и к игумену Иосифу. Они же более отца своего держали заботу великую об игумене Иосифе и, часто приезжая в обитель Пречистой, снабжали братию. Был же князь Иван сын крестный отцу Иосифу, который воспринял его от святой купели.
И вскоре после отца своего разболелся князь Иван Борисович. Когда изнемог, повелел себя отнести в обитель Пречистой Богородицы к отцу своему крестному, игумену Иосифу. И, услышав это, князья и бояре учинили между собой договор, чтобы князю не дать воли и не вести его в обитель Пречистой к отцу Иосифу. И возвестили об этом державному, великому князю всей Руси Ивану Васильевичу, спрашивая, как он повелит.
И державный повелел волю его исполнить, только приказал, чтобы, если захочет принять иноческий образ, ни в коем случае этого не допускали. И игумену Иосифу запретил это царским своим повелением, ибо князь еще юн. Князья же и бояре были в великой скорби и все заплакали плачем великим. Ибо все за него хотели умереть, чтобы он был здоров, любим ведь был он всеми, от мала до велика. Как ведь его и не любить: всем был всем — и государь, и правитель, больным — посещение и скорбным — утешение, нагим — одеяние, старым — честь и молодым — приветствие.
И когда привезли его в обитель Пречистой Богородицы, отнесли в келью, изнемог весьма и начал отходить...
И пришел игумен Иосиф и, видя князя бездыханна, спросил: «Покаялся ли и причастился ли?» И отвечали ему все: «Ни покаялся, ни причастился». И об этом Иосиф весьма огорчился, с сокрушением слезы проливал, ибо князь был ему, как и раньше я сказал, как сын крестный. И выслал всех вон, оставив одного старца Кассиана, прозываемого Босой.
И помолился Господу Богу и Пречистой Его Богоматери. И вдруг князь словно от сна проснулся, откинул одеяло и начал звать громким голосом отца Иосифа, просить исповеди. Услышав же голос его, князья и бояре от скорби сразу к радости перешли. И сказал им Иосиф: «Почему же вы смущались? Князь немного задремал. Смотрите, он жив». Они же удивлены были: ибо видели, как он умер, и вновь видят его—живым. Воздали славу Богу все и начали хвалу воздавать Иосифу: «Молитвой, — говорят, — твоей князь оживлен».
Он же повелел им этого не говорить, и исповедал князя, и дал ему Святых причаститься Животворящих Христовых Тайн. И князь тоже воздал славу Богу и Пречистой Его Богоматери и радостью духовной возрадовался."
После себя Иван Борисович Рузский оставил завещание, в котором писал: "А что моя вотчина Руза... а то перед моим государем перед великим князем и государь мой с тое моей вотчины долг мой велит пожалует заплатити и душу помянет".
Каков же был состав духовной грамоты? Самым основным вопросом ее была судьба выморочного Рузкого удела. Этот вопрос решался в интересах московского государя - Рузский удел был завещан Ивану III. Правда, вскоре после этого, в начале 1504 г., московский государь передал удел Ивана Борисовича князю Юрию Ивановичу Дмитровскому, но при этом Рузский удел был получен уже из рук самого московского государя.
Князь Федор Борисович был вынужден довольствоваться из наследства своего брата Ивана Борисовича всего несколькими селами под Москвою и на Волоке. Федор Борисович Волоцкий, рассчитывавший получить рузское наследие своего брата, был крайне недоволен поведением Иосифа, которое привело к переходу Рузского удела в состав владений московского государя. Это недовольство было одной из причин разрыва волоцкого князя с преподобным Иосифом.
ЛИТЕРАТУРА
Духовная грамота князя Ивана Борисовича РУЗСКОГО (конец ноября 1503 г.) в кн. Княжеские духовные грамоты начала XVI века // Исторические записки, Том 27. 1948
Из истории русской культуры, М.: «Языки русской культуры», 1996. — 848 с. Житие преподобного Иосифа Волоколамского / сост. Саввою, еп. Крутицким. — М., 1865.
Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
Наталья ИВАНОВА,
главный хранитель Рузского краеведческого музея