Отзвенели волшебными колокольцами Рождество и Новый год. Передохнул народ от праздничных зимних гуляний, и уже в предвкушении встречи праздника Масленицы!
Верующий ли, атеист ли, старый ли, малый ли, но праздника этого все ждут с нетерпением:
во-первых, зиму проводить и весну достойно встретить, чтобы Мать-Земля даровала в предстоящую страду хороший урожай.
во-вторых, на миру повеселиться и блинка в эту праздничную и разудалую неделю обязательно отведать.
в третьих, помириться и повиниться, если грешен в чем был, а может, обидел, да сам не заметил, и чтобы в Великий пост вступить с миром в душе…
Масленица - один из самых почитаемых и ожидаемых праздников на Руси: за древнюю традицию, за всеобщее веселье, красочность и символичность обрядов. Древняя праздничная традиция полностью преображала будничное течение жизни. В эту волнующую атмосферу попадали все, независимо от возраста и социального статуса. Масленица с ее обрядами и обычаями стала частью нашей жизни, воплотив себе национальный характер, верования, историю народа.
Еще в середине XIX века один из первых исследователей русских праздников И.М.Снегирев писал:
«Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывается личность народная, как в праздниках. Там укрепляется старое и заводится новое знакомство, обмениваются мыслями и чувствами, частное делается общим, прошедшее и будущее обращается в настоящее. Там простор уму и разгул душе».
Время праздничного досуга очень ценилось сельскими тружениками. Праздник воспринимался одушевленным: он приходил и уходил, его встречали и провожали. В каждой губернии, в каждом уезде были свои особенности обрядов и обычаев.
В Рузском уезде Масленица, или сырная неделя тоже была одним из любимых народных праздников. К ней готовились загодя и молодые, и не очень. Особенно радовалась масленичным гуляниям детвора.
Молодежь предвкушала новые встречи, глядишь, если знакомство будет удачным, то девушку к осени и замуж отдадут. Недаром говорили «Масленица молодых напоказ ставит!».
Обязательной принадлежностью масленицы была широкая торговля сластями, фруктами, мороженым, разного рода напитками, продававшимися и в специально сооружаемых к ярмарке палатках и шалашах, и вразнос. В поездку на торг крестьяне непременно брали своих жен. На этих торгах женщины обыкновенно закупали припасы, с которыми в последние дни масленицы ездили прощаться к старшим родным и к кумовьям, крестившим у них детей.
Длились масленичные гуляния семь дней, и у каждого дня было свое название и свой ритуал.
С понедельника начинали по деревням варить пиво и печь блины. Эта обязанность старших в семье, хозяев.
С середы начинались зовы зятьев в гости. Зять обязан принести подарок тестю: хлеб, пирог и пряник; а теще - мыло.
В четверг начинается общее гулянье, ездят из деревни в деревню, катаются с гор; то же повторяется и в пятницу. Молодая чета, недавно обвенчавшаяся, непременно должна на масленице скатиться вместе с горы.
В субботу отправляются к дальним родственникам прощаться;
Воскресенье – заключительный день недельного гуляния. В этот день провожают масленицу и просят прощения друг у друга.
В последний же день Сырной недели рядятся масленицею, т.е. один из молодых крестьян одевается в странный костюм и навешивает на себя различные украшения. Его сажают на сани и везут по улице в сопровождении толпы. Под вечер за масленицею является воз соломы. Масленицу и солому везут в поле за деревню, причем первая издает жалобные крики.
Когда придут на место, начинают жечь солому, а представляющий масленицу снимает свой костюм и переменяет его на обыкновенный. Этот обряд означает конец удовольствиям, начало прощальных церемоний, наступление Великого поста
Прощальная церемония этого дня тоже была очень важная: просили прощенья друг у друга кумовья, родные, знакомые. Ездили прощаться к старшим родным и к кумовьям, крестившим у них детей. С собой брали обычно пряники, огромный белый хлеб или, как называют его, коровай, вроде кулича, с разными украшениями. Иногда кума привозила в гостинец крестной матери детей своих полотенце, а крестному отцу платок, одаривала крестника шубкою или поясом. Мать крестника преподносила куме: мыло, пирог и хлеб.
Обряд Прощания проходил и между родными и знакомыми. Прощаться приходили родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые годы на прощанье приносили пряники.
Прощаясь, говорили, по обыкновению, друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.
Прощание между домашними бывало после ужина, пред сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения. После их приходили все находящиеся в услужении и справляли свое челобитье.
В малую масленицу, т. е. в субботу на первой неделе Великого Поста, девушки и молодые женщины выходят кататься с горы на донцах. Это, считалось, способствует к хорошему урожаю льна.
Все эти сведения приведены из «Описания Рузского уезда Московской губернии» (1851), составленного чиновником канцелярии Московского гражданского губернатора Волковым Н. (с частичным сохранением авторской стилистики).
Как пишет автор, этнографические заметки были сделаны со слов поселян и других местных жителей. Они интересны как ценный материал по истории народной жизни и культуры именно в нашем Рузском уезде.
В предисловии автор отмечает, что отличительная черта этнографии Рузского уезда заключается «…в направлении поселян к промышленности. Они, во-первых, дровосеки, то, что составляет главный промысел, во-вторых, ремесленники. Нет селения, где бы крестьяне, кроме хлебопашества не занимались каким-либо посторонним промыслом. Впрочем, торговля заставляла крестьян сноситься с горожанами постоянно, что не помешало (им) сохранить многие обычаи старины, какие видим в празднествах общих и семейных».
Многие обряды и обычаи канули в Лету, но часть их сохранилась, часть трансформировалась в новые с учетом современных реалий.
В 60-х годах прошлого столетия масленичные гуляния в Рузском крае ассоциировались в основном с ярмарочной торговлей и катанием на украшенных лошадях.
В настоящее время традиции возрождаются, встреча Масленицы и Проводы Зимы становятся более зрелищными и массовыми.
Вот так, возрождая народные традиции, мы, с пониманием непрерывного обновления жизни, ощущаем не только глубокое душевное волнение, но и пробуждение интереса к истории своих предков, своего культурного наследия.
Ярмарка в Рузе. 1960-е годы. Из фондов Рузского краеведческого музея.
РУЗСКИЙ РАЙОННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ