Слово «экстремизм» часто можно услышать в эфире телепередач или в сводках новостей информационных агентств. При этом не многие точно знают, что означает это понятие, несет ли оно в себе какую-то опасность, и какая ответственность предусмотрена в российском законодательстве за экстремистскую деятельность в общем и за пропаганду экстремизма, в частности. Получить ответы на эти и некоторые другие вопросы с позиции анализа современного законодательства Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности мы сможем у заместителя начальника (по оперативной работе) ОМВД России по Рузскому г.о. подполковника полиции Романа Анатольевича Ковальчука.
Под экстремизмом в его современном значении понимается приверженность к крайним взглядам (экстремизм с латинского языка «extremus» означает «крайний, чрезмерный»). Но не стоит забывать о том, что, в соответствии со статьей 29 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, каждому гарантируется свобода мысли и слова, при этом никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Следовательно, экстремизм как объект правового воздействия необходимо рассматривать как деятельность, в которой имеют место конкретные преступные деяния, совершаемые по мотивам национальной, расовой, религиозной, классовой, социальной, политической ненависти и вражды; приверженность же к такого рода взглядам может и не находить выражения в поведении, а оставаться всего лишь точкой зрения. Поэтому экстремизм, как правовая категория, должен быть неразрывно связан с конкретными насильственными действиями, а также прямыми призывами к ним, их организацию, финансовую поддержку и техническое обеспечение. О чем, собственно, и говорится в федеральном законе №114 «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года.
Противодействие экстремизму является одной из приоритетных задач правоохранительных структур и органов государственной власти различного уровня. С учетом того, что на территории Рузского городского округа в течение восьми месяцев 2019 года не зарегистрировано ни одного преступления или правонарушения экстремистской направленности, можно говорить о надлежащей профилактической работе в этом направлении всех вышеназванных субъектов противодействия.
Противодействие экстремизму имеет более широкий смысл, чем борьба с ним, которая подразумевает непосредственное пресечение противоправных действий или наказание виновных. Если говорить о противодействии экстремизму силами и средствами подразделений полиции, то кроме вышеназванного федерального закона правовую базу их деятельности составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты российского президента, нормативные правовые акты правительства нашей страны и др. Отдельного внимания заслуживает постановление пленума Верховного суда России №11 от 28 июня 2011 года «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности, к которому можно обратиться за разъяснениями по таким спорным вопросам, как соотнесение тех или иных деяний к преступлениям экстремистской направленности или административным правонарушениям экстремистской направленности, в том числе с использованием интернета.
Уголовная ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации №63 от 13 июня 1996 года. За совершение преступлений экстремистской направленности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьями 136, 148, 149, 212, 239, 278-280, 282-2822, 357, а также статьи 105, 111, 112, 115-117, 119, 141-1421, 150, 213, 214, 243, 244, 281, 335, 336, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной и религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Административная ответственность за совершение правонарушений экстремистской направленности, предусмотрена статьями Кодекса об административных правонарушениях №195 от 20 декабря 2001 года: · часть 2 статьи 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации»;
· статья 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами». Под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии (НСДАП) и фашистской партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д. А также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую). На Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети интернет федерального списка экстремистских материалов. Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. В настоящее время этот список включает 4936 материалов, среди которых книги, журналы, брошюры, номера газет, статьи, плакаты, листовки, видеоматериалы, видеофайлы, интернет-ресурсы, стихи, песни и т.п.
· Статья 20.3.1 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
· Статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов».
Некоторый анализ судебной практики по делам экстремистской направленности совершенных с использованием сети интернет, позволяет выделить ряд наиболее распространенных составов на территории России: статья 282 УК РФ (возбуждение национальной ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и статья 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Причем данные преступления совершены пользователями социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», Twitter, Facebook и Youtube. Данный факт объясняется тем, что представителей экстремистских организаций, как и простых пользователей, интернет привлекает в первую очередь «мнимой» анонимностью, которая дает ощущение безнаказанности, позволяет свободно общаться и высказывать свое мнение, во вторую - простотой размещения информации, в том числе экстремистского материала, что позволяет преступным организациям использовать интернет в целях разжигания межнациональной, расовой и религиозной вражды, вербовки новых участников.
Такие экстремистские организации и представляют наибольшую опасность. Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Список организаций, деятельность которых запрещена на территории РФ вступившим в законную силу решением суда, в связи осуществлением экстремистской деятельности, постоянно обновляется и публикуется на официальном сайте Минюста Российской Федерации.
В настоящее время насчитывается более 73 наименований некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете, среди которых региональные организации футбольных болельщиков, Свидетелей Иеговы, партия национал-большевиков (НБП), «Русское национальное единство» (РНЕ) и многие другие.
Направление по связям со СМИ ОМВД России по Рузскому городскому округу.
Специалист-эксперт М.Б. Гамзин. Тел. 8-985-974-09-12, эл. почта [email protected].
Госуслуги МВД на портале www.gosuslugi.ru.