В нашем музее хранятся колокольчики 1810 – 1882 годов создания, разных размеров и из разных губерний.
Появление колокольчика, миниатюрной копии церковного колокола, на протяжении нескольких столетий столь любимого в народе, датируют второй половиной XVIII века. Тогда в почтовом ведомстве была узаконена почтовая тройка, под дугой которой колокольчик обрел свое заслуженное место и стал называться поддужным, почтовым или ямским.
Ямской колокольчик – это исключительно русское явление. Их появление относят к концу XVIII – началу XIX века. Сначала о колокольчиках заговорили, потом запели, и уже позднее о нем стали писать в литературных источниках.
Центрами их производства являлись Валдай, Пурех, Касимов. Сначала колокольчики изготавливались в домашних кустарных мастерских. Технология их изготовления (литье) хранилась в тайне. Колокольное ремесло осознавалось как сакральное действо. Рождение колокольчика, как и любое рождение, должно быть тайной. Колокольчики были предельно очеловечены. Существовало предание, что в мастерскую специально приглашались красавицы, с которых мастер «срисовывал» форму и даже голос.
Существует много легенд, в которых рассказывается о возникновении валдайского колокольчика. В самой распространенной из них говорится, что в 1478 году, по приказу царя Ивана III, вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву. Вечевой колокол должен был звучать согласно со всеми русскими колоколами, а не проповедовал бы больше вольницы. По легенде, плененный колокол так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз. Колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился на мелкие частички. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету.
В отличие от легенды, летописи говорят, что колокол благополучно добрался до Москвы, где его повесили на городской «колокольнице» в Кремле.
Колокольчик олицетворяют с ямщицкой песнью, аккомпанементом к которой он является. Колокольчики звучали довольно громко. Специалисты утверждают, что песнь спасала ямщика от возможности оглохнуть. Он пел, а точнее кричал, согласно с ритмом звучания.
В настоящее время колокольчик стал предметом изучения и коллекционирования. Настоящий коллекционный колокольчик – это подписной колокольчик. При оформлении использовали традиции устного народного творчества, а именно, фразы из небылиц и песен, загадки, пословицы, поговорки.
Еще египтяне пользовались колоколами или колокольчиками в своих обрядах, посвящённых празднествам в честь бога Осириса. Римляне применяли маленькие ручные звоночки для призыва рабов, в России со второй половины 18 века колокольчик призывал домашнюю прислугу. Сегодня колокольчик приобрел новую функцию – он стал сувениром.